Інформ-агенція «Чернігівський монітор»: RSS Twitter Facebook

Інформ-агенція «Чернігівський монітор»

Неділя, 2 жовтня, 03:57:16

Єврейська Українa: 10 фактів про євреїв Чернігова

29.06.2015   12:11Агенцiя

Нова глава проекту Jewishnews.com.ua "Єврейська України: 10 фактів про ..." присвячена Чернігівщині.

Мабуть, єврейським громадам саме цього регіону України довелося найскладніше - розквіт, гоніння, новий розквіт, знову гоніння і погроми, і так протягом 10 століть. Чим займалися євреї в Чернігові та околицях, що вони дали світу і чим відзначилися...

1. Центр еврейской учености

Летописи свидетельствуют о том, что первая еврейская община в Чернигове была образована в XI веке. А в целом в городе и его окрестностях евреи появились примерно в то же время, что и во всей Украине — в первой половине Х века. Тогда Чернигов входил в состав земель, которые выплачивали дань Хазарскому каганату, и в этот же период там поселились хазарские евреи. В 1117 году хазары из знаменитой, но разрушенной Белой Вежи (Саркел) переселились в Черниговское княжество, основав под Черниговом свое поселение Белая Вежа. В период Черниговского княжества (1054–1239) еврейская община этого города процветала и, судя по всему, именно там был центр еврейской учености этой части нынешней Украины. Так, в респонсах галахиста рабби Ицхака (Англия, XIII в.) содержится ссылка на «рабби Ицхе [рабби Ицхак] из Чернигова», которая косвенно это подтверждает.

2. Конкуренция с евреями

В средние века еврейской общине Чернигова приходилось непросто — им, как и другим жителям этих территорий, пришлось пережить монголо-татарское нашествие и другие разрушения. После перехода этой территории под власть Московского княжества евреям пришлось еще сложнее — скорее всего, их попросту выгнали из Чернигова, так как никаких сведений о проживании евреев в городе в то время нет. И только после прихода на эти территории поляков в начале XVII века еврейская жизнь в Чернигове начала восстанавливаться. Но тоже ненадолго. В 1623 г. король Речи Посполитой Владислав IV издал универсал, которым предписывал выслать из Черниговского и Северского воеводств евреев — указ (так и не выполненный) был реакцией местных купцов и ремесленников-христиан на то, что евреи представляют для них слишком большую конкуренцию. После возвращения земель под управление Русского царства, евреев тоже выгоняли — из-за религиозной инаковости и, скорее всего, по тем же причинам конкуренции.

3. Жена Ивана Скоропадского

В период Гетманщины на Черниговских землях евреев, мягко говоря, не жаловали. Но не бывает правил без исключений. Вторая жена гетмана Ивана Скоропадского Анастасия происходила из рода Марке(о)вичей, внесенного в VI часть родословной книги Черниговской губернии. Отцом рожденной в 1667 году Анастасии был прилуцкий купец еврейского происхождения Марк Маркович. Анастасия имела огромное влияние на мужа и была первой украинкой того времени, получившей статус великосветской дамы — она пользовалась уважением казацких старшин, а также российских сановников и получала от них драгоценные подарки в знак особого почета. И, разумеется, властная и решительная Анастасия использовала свое влияние для приумножения достатка и владений своей семьи. В народе в это время бытовала поговорка: «Иван носит плахту, а Настя — булаву», что полностью отражало влияние Анастасии на мужа.

4. До революции

Несмотря на все сложности, погромы и гонения, в XVIII-XIX вв. еврейская община в Чернигове все-таки постепенно росла. По данным переписи населения, больше всего евреев там проживало в 1910 году — 13 954 человек, тогда как в 2001 году еврейское население в городе составило всего около 3 500 человек. В 1910 году в Чернигове была талмуд-тора, по три частных мужских и женских еврейских, а также одно общественное еврейское мужское.

5. Могила Второго Любавичского Ребе

В черниговском Нежине похоронен Второй Любавичский Ребе, раби Дов-Бера, известный также как Мителер Ребе (Средний Ребе) и Адмур ха-Эмцаи. Раввин Дов-Бер Шнеерсон, рожденный в 1773 году, принял руководство Хабадом в 1813 году после того, как умер его отец, раби Шнеур-Залман из Ляд. Именно он перенес центр Хабада и свою резиденцию в Любавичи. Раби Дов-Бера оставался на этом высоком религиозном посту 14 лет, и за это время занимался возрождением еврейских местечек, которые были разрушены в результате войны с Наполеоном, а также основал несколько еврейских сельскохозяйственных колоний. Он также создал первые общины Хабада за пределами Российской империи — в 1817 году основана община в Хевроне, в Эрец Исраэль. Он умер не в своем доме, а в дороге — когда в 1827 году российский император ввел воинскую повинность для евреев, Мителер Ребе отправился в Гадяч на могилу отца, чтобы помолиться об отмене указа. На обратной дороге он оставил этот мир — это случилось 9 Кислева, ровно через 54 года после своего рождения.

6. Еврейский «Юный пролетарий»

В 20-е годы XX в. в Чернигове отдел Американского еврейского объединённого комитета Джойнт вместе с рядом других еврейских организаций организовал помощь пострадавшим от погромов. А в 1922 году в городе была основана еврейская профессиональная школа для мальчиков «Юный пролетарий» и швейная школа для девочек — Джойнт приобрел для них оборудование, организовал питание и оказывал финансовую помощь. Разумеется, спустя некоторое время по идеологическим и правовым причинам этой организации пришлось ликвидировать свою деятельность на территории СССР в целом и в Чернигове в частности, в том числе перестать поддерживать «Юного пролетария».

7. Еврей на Бродвее

Борис Аронсон (1900-1980) родился в семье раввина в черниговском Нежине (но в некоторых источниках местом его рождения указан Киев). Он был знаком с Мейерхольдом и Таировым, под влиянием которых сформировался как театральный художник, и популяризировал еврейское искусство и еврейский стиль, сочетавший в себе элементы абстрактной живописи с народным творчеством. Именно Аронсон в 20-е годы основал Музей еврейского искусства в Киеве. В 1922 году он эмигрировал из СССР — в США через Польшу и Германию. В начале карьеры на новой земле он сотрудничал с еврейскими театрами в Нью-Йорке, а затем стал работать и с Бродвейскими. Он посвятил Бродвею более 40 лет, среди его работ — сценография знаменитых мюзиклов «Скрипач на крыше» (1964) и «Кабаре» (1966).

8. Наш Амторг

В Прилуках родился Исай Хургин (1887-1925), который был одним из первых представителей УССР заграницей. В период революции, в 1917-1918 годы, он был членом Центральной Рады Украинской Народной Республики, а также помощником министра по еврейским делам. В 1924-1925 годах он работал на должности первого директора знаменитой организации, акционерного сообщества «Amtorg Trading Corporation», учрежденного в Нью-Йорке. Эта организация выступала посредником в экспортно-импортных операций внешторговых объединений СССР с американскими компаниями. Но у нее была еще одна роль — фактически она выполняла функции посольства и торгпредства, а также была базой для подпольной деятельности Коминтерна и ОГПУ.

9. Детский поэт-сапожник

Украинско-еврейско-американский поэт Мани Лейб (1883-1953) тоже родился в Черниговской области в (как бы странно это ни звучало) бедной еврейской семье. До 11 лет он учился в хедере, потом стал учеником сапожника, а со временем и хозяином мастерской. Как и многих других молодых людей того времени, его привлекали революционные идеи — Мани Лейб вступил в украинскую соцпартию, а затем был эсером и анархистом, за что его несколько раз арестовывали... В 1904 году он бежал в Англию, а потом — в США, где работал на обувной фабрике и продолжал литературную деятельность, печатаясь в еврейской прессе и являясь одним из самых ярких поэтов в движении символистов движения Ди юнге в литературе на идиш. Мани Лейб перевел множество стихотворений с украинского и русского (в частности, Пушкина и Есенина) на идиш, а также писал собственные стихи и баллады, многие из которых — для детей. Его детская сказка-поэма «Ингл-цингл-хват» переиздавалась множество раз, а иллюстрации к ней сделал сам Лазарь Лисицкий.

10. На короткие дистанции

Нежин дал Украине еще одну знаменитость — в 1972 году там родилась знаменитая украинская бегунья с еврейскими корнями Жанна Пинтусевич-Блок. Она принимала участие в Олимпийских играх 1996 и 2000 годов — и там выходила на дистанции 100 и 200 м, трижды становясь финалисткой. К сожалению, в тройку победителей ей войти не удалось — самым большим ее достижением Олимпийских играх является четвертое место в Сиднее.

http://jewishnews.com.ua/ru/publication/evreyskaya_ukraina_10_faktov_o_evreyah_chernigova

Останні новини Чернігівщини

Сприяв ворогу у здійсненні збройної агресії проти України 22:18

За процесуального керівництва прокурорів Чернігівської обласної прокуратури 30.09.2022 скеровано до суду обвинувальний акт стосовно мешканця с. Буянки Чернігівського району за фактом державної зради, вчиненої в умовах воєнного стану та незаконного зберігання вибухових речовин без передбаченого законом дозволу (ч. 2 ст. 111, ч. 1 ст. 263 КК України).

Трофейна російська техніка тепер захищатиме чернігівську землю 22:13

Вісімнадцять одиниць ворожої техніки стали трофеями військовослужбовців оперативного командування «Північ» під час активної фази оборони обласного центру.

Нарубали лісу на 3 мільйони 22:01

Завдали державі збитків на понад 3 мільйони гривень: поліція Чернігівщини скерувала до суду справу щодо незаконної порубки лісу організованою злочинною групою

Чернігівські атлети вибороли дві бронзові медалі на командному чемпіонаті України з легкої атлетики 21:46

Чернігівські атлети вибороли дві бронзові медалі на командному чемпіонаті України з легкої атлетики серед дорослих та найближчих вікових груп, що проходив у Львові з 24 по 26 вересня 2022 року

У Ніжинській громаді стартує проєкт з розвитку мобільності 21:41

Ніжинська громада зустрічала гостей - експертів з питань планування, проєктування та організації велосипедної інфраструктури від Bike City consulting.

АНОНСИ ПОДІЙ

Всі новини