Інформ-агенція «Чернігівський монітор»: RSS Twitter Facebook

Інформ-агенція «Чернігівський монітор»

Четвер, 28 травня, 11:18:49

Неля Лавриненко: инклюзивное образование учит детей заботиться о себе и других

26.12.2015   10:06Агенцiя

Финалистка в номинации «Бизнес от человека к человеку» конкурса для бизнес-леди «Предпринимательский талант Украины 2015», организованного компанией «Эмвей Украина» при поддержке Украинского союза промышленников и предпринимателей, рассказала «Контрактам» историю своего успеха.

Неля Лавриненко открыла в Чернигове Центр развития ребенка «Янголятко», где вместе учатся дети с особыми потребностями и без. Благодаря инклюзивному обучению особенные дети учатся строить отношения, выражать свои мысли, самостоятельно заботиться о себе, а дети без особых потребностей – терпению, толерантности, взаимопомощи.

Некоторые выпускники центра, благодаря этим занятиям, поступили в обычные детские сады или в инклюзивные классы.

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С КВАРТИРЫ, ПЕРЕОБОРУДОВАНННОЙ В ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ

К: Как Вам пришла идея создать этот бизнес?


Неля Лавриненко: О том, что это будет бизнес, вначале как-то даже не думалось. Было желание сделать центр развития ребенка, который показал бы новый подход к воспитанию и обучению детей: дошкольников и младших школьников. Само время диктовало необходимость такого центра, ведь это были годы, когда детей дошкольного возраста было больше, чем мест в садиках. В конце 90-х большинство помещений садов было передано в многолетнюю аренду, а новых почти не строилось.

Время открытия центра и его инклюзивная составляющая - все эти решения были навеяны практически одновременно, весной 2010 года. Тогда меня как члена Всеукраинской молодежной общественной организации «Союз украинской молодежи» пригласили модератором на Конференцию молодежных организаций Крыма. У меня было свободное время, и я отправилась осматривать Симферополь. И пока гуляла, встретила трех человек, которые перемещались на коляске. В Чернигове я никогда не встречала такого количества колясочников, которые бы свободно двигались по городу! Именно в то время я задумалась, почему так.

Затем на конференции я, рассматривая презентации общественных организаций Крыма, оказалась на мастер-классе «Как правильно оказать помощь людям с особыми потребностями». Возвращаясь домой, много думала над увиденным, сделала выводы и решила, что создам центр для детей с особыми потребностями.

К: Близкие Вас поддержали?


Неля Лавриненко: Мои друзья, которые выслушивали мои идеи, мысли и были для меня своего рода цензорами, положительно восприняли и поддержали мои мысли. Мы ездили в Киев в один довольно хороший центр и неплохой бизнес-проект, в то время мы еще думали, не взять ли франшизу... Так вот, там мою идею инклюзивного образования восприняли скептически, дав понять, что большинство родителей особенных деток неплатежеспособны. Но нас это не остановило. Мы понимали, что многие особенные дети не имеют возможности полностью наслаждаться игрой, общением со своими ровесниками.

К: Был ли у Вас до этого какой-то опыт ведения бизнеса? Кто Вы по образованию, чем занимались до того, как стали бизнес-леди?


Неля Лавриненко: К моменту открытия центра я работала в сельской школе на классах-комплектах, затем в Институте инновационных технологий и содержания образования при Министерстве образования и науки, вела тренерскую деятельность (уже как частный предприниматель). Поэтому можно считать, что серьезную предпринимательскую деятельность я начала с открытием центра.

К: Какие были первоначальные инвестиции? Как нашли помещение, подобрали персонал? Вам помогали волонтеры или городские власти?


Неля Лавриненко: Когда ты имеешь идею, ею горишь, ты найдешь, как ее реализовать. Мы подготовили и подали проект в Международный фонд «Возрождение» и получили поддержку на закупку мебели, оборудования. Обратились к мэру города и даже получили письмо поддержки от него. Но впоследствии, когда уже нужно было помещение, получали письма с отписками, что, дескать, к сожалению, помещения свободного нет. Это дало понимание, что на городскую власть надежды нет. Поэтому мы арендовали помещение по рыночным ценам. Найти его тоже оказалось нелегким делом по двум причинам: нам нужен был именно первый этаж, чтобы родители могли свободно заехать с колясками, и детки, которые передвигаются самостоятельно, но довольно слабы, не прилагали больших усилий, заходя к нам. Вторая причина – цена. Преимущественно такие помещения дорогие. Поэтому первое наше помещение - переоборудованная двухкомнатная квартира на первом этаже жилого дома.

К: Как Вы отбираете сотрудников? Какие качества, кроме соответствующего образования, необходимы для ваших воспитателей или преподавателей?

Неля Лавриненко: Вторая проблема, с которой мы столкнулись после выбора помещения - это подбор персонала. Воспитатели, которые имели опыт работы в детских садиках, приходят с устоявшимися привычками работы в садах. Большинство претендентов не ориентируются в современных образовательных методиках, подходах, и это при работе с обычными детьми. А что говорить о работе с детьми особенными? Ведь у нас индивидуальный подход к каждому ребенку.

Сегодня при подборе персонала для нас важно, насколько человек любит свое дело. Если педагог не боится заниматься с группой, в которой работает особенный ребенок, открыт к обучению, готов по собственной инициативе задержаться на работе ради ребенка или обустройства места занятий, все время в творческом поиске – это наш человек.

Сейчас наш коллектив - это восемь педагогов по направлениям: социальные педагоги, педагоги по раннему развитию, психологи, логопед, филологи иностранных языков, педагоги по музыке. Все с высшим образованием.

БЛАГОДАРЯ ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

К: В центре совместно обучаются дети с особыми потребностями и без. Родители не против, что они занимаются вместе?


Неля Лавриненко: Каждому приходящему в наш центр родителю педагоги объясняют особенность его работы, насколько необходимо присутствие особенных детей для них самих и как важно это для всех детей. Ведь именно здесь они учатся взаимопониманию, доброте, учатся заботиться о других. За пять лет работы у нас был только один случай - в группе, где занимается Алеша с синдромом Дауна. После пробного занятия мама набросилась на педагога и администратора с претензией, что таким детям, как Алеша, нужно быть в специализированных учреждениях. На защиту ребенка встали родители целой группы и победили. Наш Алексей и сегодня продолжает посещать «Янголятко».

К: Почему важно, чтобы дети с особыми потребностями и без учились вместе? Чем инклюзивное образование полезно обычным детям?

Неля Лавриненко: Посещая заведение инклюзивного типа, дети учатся, развиваются и воспитываются, будучи членами малой группы. Количество детей в таких группках не превышает 6-8 человек. При этом почти всегда рядом с основным воспитателем работает ассистент, который уделяет внимание всем детям. Таким образом создаются лучшие условия для развития каждого «янголятка», поскольку с восьмерыми воспитанниками работают два специалиста.

Дети учатся правильно реагировать и воспринимать различные ситуации. Работая в одной группе, они не относятся к особенным ребятам как к чуду, не боятся общаться с ним. Поэтому родители могут быть спокойны за то, что, встретив в городе во дворе человека с инвалидностью, их ребенок не испугается и не изумится, а будет вести себя естественно.

Только общаясь с более слабыми, ребенок учится быть терпеливым, сдержанным, добрым. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок жил в толерантном обществе, где умеют сочувствовать и помогать друг другу.

К: Чем полезно инклюзивное обучение для особенных детей?

Неля Лавриненко: Посещая такое заведение, дети, имеющие различного типа ограничения, могут достичь, как минимум, трех очень важных положительных результатов.

Во-первых, играя и учась в общем коллективе, дети учатся строить отношения, жить в обществе - получают социальный опыт. Они, налаживая контакты в кругу своих сверстников и отстаивая собственное мнение, приобретают жизненный опыт, без которого нельзя построить взрослую самостоятельную жизнь.

Во-вторых, довольно часто особенные дети испытывают на себе гиперопеку (чрезмерную заботу взрослых) или гипоопеку (пренебрежение ролью и функциями родителей), поэтому довольно часто у них нет навыков самообслуживания. Занимаясь в кругу «янголяток», дети овладевают ими. Пускай они не научатся самостоятельно надевать сандалики и застегивать их, но они начнут понимать, что это следует делать самостоятельно, и будут пытаться выполнить такие сложные для себя дела.

К: А чему у вас еще можно научиться?

Неля Лавриненко: Центр проводит общеразвивающие занятия, включающие в себя развитие речи, логически-математическое развитие, развитие мелкой моторики, эстетическое развитие. 70% занятия занимают музыкально-ритмические упражнения, через которые дети легко и непринужденно воспринимают материал занятий. Кроме того, у нас есть английский, музыка, арт-терапия, эйдетика, подготовка к школе. Также мы ведем и детей, обучающихся в начальной школе.

К: Сколько стоит обучение?

Неля Лавриненко: Дети посещают различные направления, продолжительность каждого занятия - один год, месячный абонемент каждого направления содержит восемь занятий и стоит 300 грн, индивидуальные занятия - 350 грн.

К: Какие у вас достижения? Есть ли особенные дети, которые благодаря вам интегрировались в социум?

Неля Лавриненко: Наши выпускники, дети с особыми потребностями, учатся в общеобразовательных учреждениях в инклюзивных классах, а некоторые начали посещать обычные группы в детских садах.

Сегодня у нас есть два филиала, в которых учатся 150 детей, из них 15 с особыми потребностями - расстройство аутичного спектра, синдром Дауна, задержка умственного развития, задержка речи.

Кроме детей, центр активно работает с родителями и педагогами. Мы были организаторами профессиональных семинаров по вопросам аутизма для педагогов и родителей, педагогических родительских конференций по развитию и воспитанию ребенка, арт-терапевтических тренингов для педагогов и психологов. «Янголятко» сотрудничает с Черниговским областным институтом последипломного педагогического образования имени Ушинского в организации и проведении семинаров и вебинаров на тему инклюзивного образования для воспитателей и педагогов области.

К: Какие у вас дальнейшие планы на развитие?

Неля Лавриненко: По просьбе родителей и педагогов мы уже начали готовить тренинги по развитию и обучению детей на весну 2016 года. Но самая главная наша мечта - свое помещение, которое бы позволило подумать не только о раннем развитии, но и о начальном образовании.

Автор: Олеся Соловьева

Останні новини Чернігівщини

Обстановка на кордоні. Офіційно

Обстановка на кордоні. Офіційно 10:38

Протягом минулої доби змін в обстановці на державному кордоні України в межах Чернігівщини не відбулося, вона залишалася стабільною та контрольованою.

Аудитори виявили порушень на суму 854,2 тис. грн в Управлінні освіти, сім’ї, молоді та спорту Сновської міськради

Аудитори виявили порушень на суму 854,2 тис. грн в Управлінні освіти, сім’ї, молоді та спорту Сновської міськради 10:18

Фахівці Управління Північного офісу Держаудитслужби в Чернігівській області під час ревізії фінансово-господарської діяльності Управління освіти, сім’ї, молоді та спорту Сновської міської ради за період з 01.01.2017 по 31.12.2019 виявили порушень, що призвели до втрат фінансових і матеріальних ресурсів, на суму 854,2 тис. грн.

Андрій Прокопенко офіційно представив очільника Городнянського району Дениса Камка

Андрій Прокопенко офіційно представив очільника Городнянського району Дениса Камка 10:08

27 травня голова Чернігівської державної обласної адміністрації Андрій Прокопенко представив колективу Городнянської районної державної адміністрації нового керівника – Дениса Камка.

Надзвичайні події в Чернігівській області за минулу добу

Надзвичайні події в Чернігівській області за минулу добу 08:54

Інформація про надзвичайні ситуації та основні небезпечні події, які зареєстровано на території області за період з 8:00 27 травня до 8:00 28 травня 2020 року.