Інформ-агенція «Чернігівський монітор»: RSS Twitter Facebook

Інформ-агенція «Чернігівський монітор»

Середа, 24 квітня, 02:18:02

Валентина Цербе: "С Баюл говорили только об украинской кухне"

25.12.2013   11:50Агенцiя

Первая украинская призерка Олимпиады рассказала о Белой Олимпиаде-1994

Воспоминания бывшей биатлонистки в разговоре с "Вестями" вышли очень яркими и насыщенными фактами.

— В Лиллехаммер мы ехали просто заявить о том, что есть такая страна Украина. В свои силы мы не очень верили, поскольку не могли сравнить себя с зарубежными спортсменами, ведь за кордон мы почти не ездили. Из нас лишь фигурист Виктор Петренко был фаворитом.

Тогда в Украине все только формировалось, в том числе в спорте, а от советского биатлона все лучшее осталось в России. 80 процентов наших олимпийцев состояли в обществе «Динамо», которое в основном и занималось подготовкой к Играм.

— Вы тоже – «динамовка»?

— Нет, я тренировалась за счет Черниговской области с Николаем Зоцом, куда переехала с Житомирщины. Сначала я работала контролером ОТК в Прилуках на мебельном комбинате, откуда меня Зоц и забрал. Наверное, только он в меня и верил. Поводом для оптимизма стало мое шестое место на престижном «Кубке Урала», где были все лучшие со всего бывшего Союза. Причем, я туда ехала в общем вагоне на третьей полке и выступала под чужой фамилией – за «динамовку».

— Кто тогда входил в биатлонную сборную?


— Лена Зубрилова, Лена Петрова, Марина Сколота, Надежда Белова, Ирина Корчагина, а тренировал нынешний генсек федерации Роман Бондарук. В команду я пробивалась с трудом, сначала не попадая в пятерку лучших. Ведь тренер готовил меня не к отборочным стартам, а целенаправленно к Олимпиаде – я бегала по 50 км каждый день.

Лишь под Новый год я с травмой выиграла две гонки в Карпатах, в Тысовце, и доказала, что достойна места в команде. Причем, у меня была всего одна пара лыж, хорошие же я одалживала у юной тогда Нины Лемеш, а ботинки брала у знакомой лыжницы. Тогдашний министр спорта Валерий Борзов сказал: «Цербе должна быть в сборной!»

— Как готовились уже к Олимпиаде?

— В январе съездили на соревнования в Германию, где я ничего не показала: была в шоке от тамошней жизни. Даже на трассе я боялась помешать легендарной немке Уши Дизль и компании. Лишь в Италии шок прошел, и я видела, что могу на равных бегать с элитой. Меня готовили на первый этап эстафеты, поскольку все волновались и побаивались контактной борьбы на старте гонки.

А в спринт я вообще попала случайно. После того, как в «индивидуалке» Петрова сбилась с дистанции, меня решили поставить на гонку, чтобы я к эстафете изучила трассу. Вышло так, что бежала «посмотреть» и завоевала медаль. На меня не рассчитывали – даже номер у меня был невыгодный (10). Нынешний тренер сборной Василий Карленко тогда говорил: «У нас нет смазки для лыж и хороших патронов, так что стреляйте без промахов», – что я и исполнила.

— В Норвегию летели всей командой или порциями?

— Фигуристов с нами не было, они постоянно соревновались за границей. Да и жили они в другом городе – Хамаре. А ребят из других видов я знала по тренировкам в Карпатах. «Адидас» нас обеспечил спортивной формой, а из гражданского выдали все, кроме верхней одежды. И на открытии мы шли в спортивных куртках и кроликовых шапках. В олимпийской деревне я жила в двухэтажном деревянном домике, больше похожем на сарай – в комнате с Леной Зубриловой. Тогда мы никому не доверяли и держали винтовки под кроватью, хотя дверь на ключ не закрывалась.

— Волновались перед стартом?

— Перед спринтом был вечер встречи спортсменов разных стран, и я меняла наши скромные белые футболки с маленьким флагом и надписью «Украина». Их никто не хотел брать, и я сначала поменяла на белорусские, потом на русские и лишь потом на французскую, итальянскую, шведскую. Потом мы с Зубриловой посмеялись и легли спать. Гонку бежала без стресса, лишь когда прошла без промахов стрельбу, стала слышать в ушах слова тренера, который меня всегда на финише подгонял.

— А на награждении?

— После окончания гонки доктор мне сказал, что я третья, и повел на допинг-контроль. Особых эмоций не было, я просто старалась все сделать правильно. Разволновалась лишь на пьедестале – у меня даже палка выпала из рук. Немного обидно, что на церемонии награждения меня поддержал лишь тренер двоеборцев Александр Просвирнин, а у клерков были другие дела. Ощущения праздника не было. Да и врученный букет забыла – вспомнила о нем лишь в самолете.

Правда, был приятный момент: я купила за $300 лыжи, но на следующий день после победы фирмач вернул мне деньги, попросив лишь взойти с новыми лыжами на пьедестал. А осознание сделанного пришло, когда меня встречали в Киеве у трапа самолета. Сказали, чтобы первыми выходили мы с Оксаной Баюл, а за нами – Петренко. Кстати, лишь раз мы попали на другие соревнования – и выступление Баюл для нас на трибунах комментировал Петренко.

— По Лиллехаммеру ходили?

— Раз удалось выскочить в город по магазинам. А в качестве сувениров брали все что было с олимпийскими кольцами, даже флажки с трассы, а клерки где-то нашли даже презервативы с эмблемой. Привозили все, что там было даром. Начальник областного управления спорта попросил у меня взять ребенку киви.

Интересно, что спортсмены получали полное медицинское обслуживание, и я после медали воспользовалась этим, чтобы полечить зубы. А в компьютерном центре мой ответ на вопрос «Почему выбрал свой вид спорта?» выиграл: «Устанешь во время бега, можно лечь отдохнуть на стрельбе».

— Чем государство отблагодарило?

— Премии тогда были $15, 10 и 5 тыс. Причем, из моего гонорара – около $1800 налогов, но их заплатила канадская диаспора, как и чартерный перелет всей команды. Потом были на приеме у президента Леонида Кравчука, от которого получила деревянную шкатулку, в которой я сейчас храню нитки. От имени спортсменов говорить на приеме должна бы чемпионка, но поскольку Баюл не могла по-украински, то держала речь я. С Оксаной мы лишь перекинулись несколькими словами о том, что соскучились за украинской пищей. Она, по сути, еще ребенком была.



— После спорта чем занимались?

— Сначала бизнесом, но не пошло. Дважды стояла на бирже труда. Стала депутатом горсовета, работаю вице-президентом в частной футбольной школе в Прилуках.

Вести

Останні новини Чернігівщини

 На Прилуччині поліцейські повідомили про підозру двом місцевим мешканцям за незаконну порубку лісу

На Прилуччині поліцейські повідомили про підозру двом місцевим мешканцям за незаконну порубку лісу 17:35

Слідчі Прилуцького районного відділу поліції під процесуальним керівництвом Прилуцької окружної прокуратури оголосили про підозру двом зловмисникам, які за попередньою змовою випиляли у лісосмузі Ічнянської громади дерев на понад 100 тисяч гривень.

Масажі, лімфодренаж, індивідуальна робота з психологами та багато іншого можуть отримати чернігівські військові, ветерани та члени їхніх родин 17:25

Зазвичай після закінчення терміну лікування у закладах охорони здоров’я військовослужбовці та ветерани, як правило, потребують певного відновлення.

За матеріалами СБУ винесено вирок організаторці псевдореферендуму на тимчасово окупованих територіях Луганщини

За матеріалами СБУ винесено вирок організаторці псевдореферендуму на тимчасово окупованих територіях Луганщини 15:18

За матеріалами Служби безпеки України до 15 років позбавлення волі заочно засуджено організаторку псевдореферендуму на тимчасово окупованих територіях Луганщини.

 Мешканця м.Чернігова засуджено за збут амфетаміну

Мешканця м.Чернігова засуджено за збут амфетаміну 15:16

Прокурором Чернігівської окружної прокуратури в судовому засіданні доведено вину 36-річного місцевого жителя в придбанні, зберіганні з метою збуту та збуті психотропних речовин (ч.ч.1, 2 ст.307 КК України).

На загальноміській нараді говорили про наслідки ракетних ударів по місту та їх ліквідацію

На загальноміській нараді говорили про наслідки ракетних ударів по місту та їх ліквідацію 15:13

Загальноміську нараду цього вівторка почали з обговорення ліквідації наслідків ракетних ударів, яких завдали військові російської федерації по Чернігову 17 квітня.