Інформ-агенція «Чернігівський монітор»: RSS Twitter Facebook

Інформ-агенція «Чернігівський монітор»

П`ятниця, 28 липня, 03:50:45

Анатолий Ярошенко: "Язычник – представитель народа, который соблюдает традиции, обычаи, ментальность..."

03.07.2017   17:01Агенцiя

Википедия трактует язычество, как принятый в христианском богословии и частично в исторической литературе термин, обозначающий нетрадиционные и нехристианские религии.

 В более узком смысле, язычество - политеистические религии. Термин язычество происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским общинам.

Времена, когда люди поклонялись языческим богам, совершали обряды жертвоприношения, историками мало изучены. А в художественной литературе язычники и их боги превратились в сказочных героев. Потому вокруг этого мировоззрения столько неясного, неизведанного и таинственного. Что в свою очередь порождает много домыслов и мифов. Знакомьтесь, руководитель общины «Коло Сіверщини» Анатолия Ярошенко, который много лет посвятил изучению истории язычества.


- Анатолий, как вы пришли в язычество?

- Нет такого понятия «пришел в язычество», «стал язычником». Мы говорим: «Осознал себя язычником». Язычество - это естественное, природное состояние. Древнее слово «языче» означает народ. Язычник – представитель народа, который соблюдает традиции, обычаи, ментальность, проживает на своей территории, использует свой язык.
Началось все в детстве. Мои отец и бабушка часто рассказывали историю семьи и нашего народа. Причем делали упор на тех моментах, которые были неизвестны и в книгах не описаны. Отец был атеистом. А бабушка, хоть и ходила в церковь, была двоеверкой. Домашний быт всегда был полон различными языческими обрядами и поверьями, народной бытовой магией. Начиная с того, что прежде чем заходить в сарай нужно стучаться, спрашивая разрешения у «хозяина», заканчивая лечением простуды и болезней.

- То есть бабушка была знахаркой?


- Знахаркой была прапрабабушка Кулина Швачка, которая прожила 103 года и все свои знания передала своей дочери, моей прабабушке, а та детям и внукам. Благодаря этому я могу рассказывать историю нашего края от очевидцев минимум за 250 лет. Не ту, которая перечисляет где, какой дворянин что-то построил, приехал, уехал, и т.д. А именно про быт простого народа.
Мне всегда было интересно, а что же было раньше. Ведь в исторических книгах не всегда найдешь ответы на многие вопросы.

- И что же было дальше?

- Я начал интересоваться, в каком виде представлено язычество на территории нашей страны. Постоянно искал информацию. Можно сказать, что в Украине возрождение язычества началось после второй мировой. Есть упоминания ОУН-УПА о том, что украинцы опять поставили Перуна и молятся ему.
Но в основном вся информация была разрозненной, кусками и абсолютно не хотела соединяться. Правда попадались и цельные исследования. Например, «Велесова книга» выдаваемая автором Ю.Миролюбовым за артефакт, а на деле абсолютная выдумка. Или так называемые славяно-арийские веды, мне кажется, что за их созданием стоят спецслужбы РФ. Были и другие псевдонаучные труды.
Для того, чтобы собрать воедино все свои знания, я решил, что нужно действовать. Начал искать себе подобных, объединять тех, кто ищет. Мы создали общину, начали проводить обряды. Сейчас наша община насчитывает около ста человек. Официальное название «Релігійна громада давньослов’янської рідної віри «Коло Сіверщини» м. Чернігів».
Для капища мы выбрали место в Городском саду, расчистили небольшую территорию от зарослей, мусора и шприцов. Потом нужно было решить истукана, какого бога нам поставить.
Решение пришло как-то само собой. Черниговская область очень ветреная. Не от того, что ветра тут сильные, а от того, что мало дней без ветра. Нас называют северянами, а наш край Сиверщиной. Северный ветер у язычников называется Сиверко. И как покровителя нашей земли мы решили установить Сиверко, а отец ветров – это Стрибог. Потому в центре мы поставили его и на все стороны света – четыре ветра – Сиверко, Пагода (южный ветер), Посвист (западный ветер) и просто восточный ветер. Удивительно, но у наших предков не было названия для восточного ветра.
Мне пришлось самому прописать обряды. Знаете, обрядовые тексты – на 99% выдумка. Часто их  выдают за достоверные древние тексты. Я же откровенно говорю, что выдумал на основании своих знаний, которые собрал на протяжении многих лет. А теперь скажите: разве боги не услышат? Или боги слышат только определенные слова, а другие не слышат?
 Или что Бог он только на капище? Боги – это природа вокруг нас. Язычники любят говорить: «Не спрашивай меня, где Боги есть, я не знаю, где их нет». Я могу в любом месте обратиться к богу. И он меня услышит, потому что я его потомок.
Кроме того, все наши обряды проходят на родном языке – украинском, хотя в большинстве своем мы в основном русскоязычные. Но мы стараемся, учимся, развиваемся.

- Язычество – это религия?

- Я считаю, что язычество – это не религия. Это скорее система знаний, восприятий, призма через которую воспринимается мир.

- Какие у вас отношения с христианскими общинами?

- Представители Московского патриархата хотели снести наши капища. Но мы смогли противостоять им. Я не являюсь антихристианином, многие считают, что язычники спят и видят, как церкви падают. Это не так.
С представителями Киевского патриархата мы общаемся и понимаем друг друга. Думаю, что украинское христианство еще помнит свои истоки – язычество. И мне кажется, что украинская христианская церковь ищет точки соприкосновения с язычеством. Ведь на сегодня это самое авангардное направление.

- Можно ли сказать, что возрождение традиций и обрядов язычества будет положительно влиять на культуру украинского народа?

- Естественно, невозможно возрождение культуры и самобытности без понимания истоков. Для этого не обязательно осознавать себя язычником и принимать обряд раскрещивания. Достаточно знать историю своего народа, своего края, своей земли.
Мое язычество очень близко к атеизму. Многие ученые считают, что религия с наукой должны слиться воедино. Духовные наши нужды и научные изыскания должны дополнять друг друга, а не противоречить, как это было раньше. Вот поэтому будет триединство науки, христианства и язычества. Но это далекие перспективы.

- А что такое обряд раскрещивания?

- В нашей жизни религия пронизывает абсолютно все стороны жизни. И для тех, кто осознает себя язычником, часто бывает сложно психологически отойти от христианской веры, ее обычаев и догм. Вот для них и проводится обряд раскрещивания. Это как новая точка отсчета, новый этап жизни. Но такой обряд мы проводим только для убежденных язычников.

- Как люди приходят в общину?

- 90% тех, кто к нам пришел, они пришли благодаря интернету.

- Что запрещает язычество?


- Вообще понятия плохо-хорошо в язычестве очень размыты. Все в язычестве должно быть естественно. То, что противоречит этому, что отторгает его, уничтожает, оно нам не нужно.
Язычник не должен употреблять алкоголь, потому что спиртное изменяет сознание. На капище я запрещаю курить. От этой привычки люди часто не могут отказаться. Я сам прошел этот путь отказа от никотина. Но тогда я просто решил для себя, что недостойно руководить общиной и курить.

- Как Ваша семья относится к язычеству?

- Моя жена и дочь – язычники, как и я. Они участвуют во всех обрядах. И с самого начала они со мной. Я не понимаю, как может человек учить других язычеству, если его родные не поддерживают его в этом.

- На ваши обряды могут придти все желающие?

- Приходить смотреть могут абсолютно все. Главное правило не мешать и не ходить по капищу во время обряда. Если незнакомый человек хочет принять участие в обряде, то ему придется спросить у меня разрешения. Слишком много факторов влияет на поведение участников: и настроение, и восприятие и состояние окружающих.

- Ваше пожелание читателям?

- Прежде всего, хорошей жизни. У каждого она своя: для кого-то деньги, для кого-то семья, здоровье, путешествия и т.д. Так вот как кто эту хорошую жизнь понимает, пусть она такая и будет.

Оксана Стельмах

Останні новини Чернігівщини

Бібліотека Короленка запрошує на книжкову виставку

Бібліотека Короленка запрошує на книжкову виставку "Хрещення Русі-України. Історія віків" 15:16

День хрещення Київської Русі-України – державна пам'ятна дата в Україні на честь Хрещення Русі, що відзначається щорічно 28 липня – у день пам'яті святого рівноапостольного князя Володимира. Хрещення Русі – процес прийняття і поширення християнства у Київській Русі.

Виконавчий комітет визначив головних розпорядників бюджетних коштів для реалізації проектів-переможців міського конкурсу

Виконавчий комітет визначив головних розпорядників бюджетних коштів для реалізації проектів-переможців міського конкурсу 13:32

27 липня, виконавчий комітет Чернігівської міської ради визначив головних розпорядників бюджетних коштів для реалізації проектів-переможців міського конкурсу проектів в рамках Програми розвитку громадянського суспільства в м. Чернігові на 2016 - 2020 роки.

Загальні спільні збори громади з керівництвом 169-го Навчального центру, місцевою владою та правоохоронцями стали вже традиційними

Загальні спільні збори громади з керівництвом 169-го Навчального центру, місцевою владою та правоохоронцями стали вже традиційними 13:18

Але вони ж, водночас, показують: проблемних питань залишається ще багато, хоча деякі з них - вже вирішені, або ж вирішуються.

Деснянська ОТГ потрапила до лідерів загальнодержавного рейтингу фінансової спроможності громад

Деснянська ОТГ потрапила до лідерів загальнодержавного рейтингу фінансової спроможності громад 13:15

Деснянська об’єднана територіальна громада посіла 12 місце у рейтингу 366 ОТГ, укладеному за результатами моніторингу їх фінансової спроможності експертами Центрального офісу реформ при Мінрегіоні.

Розпочався тренінг програми

Розпочався тренінг програми "Молодіжний працівник" 13:13

26 липня розпочався Базовий тренінг програми "Молодіжний працівник", що реалізується за підтримки Міністерства молоді та спорту України, Програми розвитку ООН в Україні, Державного інституту сімейної та молодіжної політики, Управління сім’ї, молоді та спорту Чернігівської міської ради та Чернігівського Молодіжного центру праці.

АНОНСИ ПОДІЙ

Всі новини

Ляля Нетреба вважає ...

газовики газовики "воюють" з бабусею "Газові монополісти" Чернігівщини в особі ПАТ "Чернігівгаз" та ТОВ "Чернігівгаз Збут" продовжують «війну» з пенсіонеркою із села Мирне Бобровицького району Наталією Красноок. Принаймні так назвав судову тяганину її правозахисник Євгеній Гробовий.

Всі публікаціі